Итак, начнем экскурсию... Знаменская церковь в селе Дубровицы была построена в усадьбе Голицыных, при самом известном князе из этой семьи – Борисе Алексеевиче Голицыне, воспитателе и сподвижнике Петра I. Из всей семьи Голицыных именно он больше остальных занимался благоустройством имения: разбил парк, выстроил множество служебных зданий и главный дом усадьбы. Надписи в храме изначально были на латыни, только позднее, в XIX в. их заменили на кириллицу. Внутренняя часть столпа не уступает по изукрашенности внешней: по высоко вознесшимся стенам рассажены барочные херувимы в окружении чудесных растений.
Естественно, что после постройки храма его вид, мало соответствующий канонам и близкий к европейской традиции (недаром здание выстроено в стиле западноевропейского барокко), вызвал и нездоровое любопытство, и возмущение особо ортодоксальных верующих.
На стенах четырех полукруглых сторон основания, и на самом столпе буквально нет свободного места от роскошной белокаменной резьбы, объемных скульптур, барельефов, изготовленных выписанными Голицыным мастерами-швейцарцами. У декоративного кирпича, которым облицованы стены, скруглены грани, что придает мягкости всему облику храма. Между «лепестками» основания расставлены скульптуры, изображающие святых. Они, как наиболее доступные человеческим рукам, больше всего и пострадали – у двух святых отбиты головы. Строительство церкви Знамения Пресвятой Богородицы шло долго – с 1690 по 1704 гг. Храм был сложен из белого кирпича и очень пышно украшен. Сама композиция его также не похожа ни на один храм Подмосковья: на четырехлепестковом основании стоит высокий, в три световых яруса (не хуже любой колокольни) прямой столп, увенчанный вместо привычной луковичной главы золотой узорчатой короной. Корона храма сделана из кованого железа и покрыта сусальным золотом. усадьба Дубовицы ведет свою историю с 1627 года. Архитектурный комплекс усадьбы, помимо восхитительного храма Знамения, включает в себя трехэтажный княжеский дом с балконами, террасами и крытыми галереями. Крыльцо здания украшают белокаменные мраморные львы. Кроме того, здесь сохранен конный двор с готическими воротами и флигели. Владельцами усадьбы были Голицыны, а впоследствии – Дмитриевы-Мамоновы. Статуи украшают и вход в храм: они стоят на высоких постаментах по бокам от дверей, к которым ведет очень широкая и необычной конструкции лестница, ступени которой как бы накладываются пластами друг на друга.
Налево река Десна Направо река Пахра Продолжаем нашу прогулку...
Село Ознобишино, находящееся примерно в 8 км от центра Подольска, имеет довольно древнюю историю. Судя по археологическим данным, поселение в этом месте существовало уже в начале ХII в., а в XIV-XV вв. вполне мог уже существовать храм. Наиболее ранние из имеющихся письменных свидетельств относятся к первой половине ХVII в. Так в 1629 г. упоминается о существовании в с. Ознобишино деревянной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая. в 2005 г. на одном из источников с. Ознобишино прихожанами храма, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, была построена часовня-купель, освященная 21 ноября - в праздник Архистратига Божия Михаила. В 1676 г. царь Федор Алексеевич разрешил купить село Ознобишино своему приближенному боярину Богдану Хитрово; и уже в 1677 г. им была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с колокольней, Иконы для нее, по заказу Хитрово, написали иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков с Никитой Павловцом - икону «Троица ветхозаветная» (1677 г.), а «жалованный иконописец» Федор Зубов, выходец из Великого Устюга, - икону «Никола Мирликийский». В настоящее время эти иконы находятся в музее «Коломенское». Деревянная церковь действовала, по некоторым свидетельствам, до 1930 г. В 1935-1937 г. ее разобрали на бревна, часть которых растащили, а часть сожгли. Также сожжены были некоторые иконы, но часть их, каким-то чудом, была спасена и передана (в 1935 г.) в музей Сохранившаяся же доныне каменная церковь была построена рядом с деревянной в середине 60-х годов XIX в. Музея истории усадьбы Щапово В музее выставлены живописные произведения, подаренные подольскими и московскими художниками. В вводном зале - стенды 'Как изучалась история усадьбы Александрово-Щапово' (первая книга, посвященная этой усадьбе, опубликована в 1899 г.) и 'Как был создан Музей'. В археологическом разделе представлены предметы из раскопок поселений в западной части Подольского района с IV - III тысячелетия до н.э. и до I тысячелетия н.э. Основная экспозиция посвящена славянскому населению края (вятичам) XIII-XIV вв. В отдельном зале находятся предметы крестьянского быта - орудия труда (прялки, маслобойки, рубели и пр.), собранные экспедицией Московского государственного университета и подаренные Музею владельцами, а также старинная женская одежда и головные уборы, мебель, кухонная посуда и пр.
В Музее можно видеть столовую в помещичьем доме с мебелью и обстановкой 1880-х гг. - дубовый резной гарнитур (стол, буфет, стулья), висячую керосиновую лампу, масляные и фотографические портреты XIX в., гравюры XVIII-XIX вв., столовую посуду с вензелями владельцев и пр., а также тумбовый граммофон начала ХХ в. В зале, посвященном истории усадьбы, представлены сведения о ее владельцах (первые сведения о селе относятся к 1607 г., когда боярин В. П. Морозов дал его в приданое за своей дочерью), о перепланировке усадьбы при генерал-поручике В. В. Грушецком в 1770-ые гг., о событиях войны 1812 г., о деятельности дипломата, академика, отца трех декабристов И. М. Муравьева-Апостола, об участнике войны 1812 г. губернаторе Бессарабии Н. В. Арсеньеве, о трех школах в усадьбе, основанных И. В. Щаповым. Отдельные стенды посвящены Щаповской средней школе (основана как церковноприходская и в 1992 г. отмечала свое столетие), кружевной школе и кружевному промыслу, а также Щаповской сельскохозяйственной школе (1903-1959), учебное хозяйство которой стало основой современного молочного хозяйства 'Щапово'. Отдельный зал посвящен Щаповым - семье потомственного почетного гражданина И. В. Щапова и его родственникам, где показан их вклад в промышленность, культуру и науку России конца XVIII-XX вв.
Усадьба расположена в живописном месте на берегу притока реки Мoчи и является памятником архитектуры. В ней сохранился липовый парк с тремя прудами каскадом, храм Успения пресвятой Богородицы, усадебный дом с резной отделкой и росписями по мотивам помпейской живописи, построенный, предположительно, проекту архитектора Ф. И. Шехтеля, отдельно стоящая кухня в том же стиле и ледник, каретный сарай, кузница и маслобойка, три старинных здания и декоративный кирпичный мостик. Музей учрежден Главой Администрации Подольского района Н. П. Москалевым и открыт 1 октября 1998 г. в мемориальном здании бывшей Щаповской сельскохозяйственной школы, основанной по завещанию последнего владельца усадьбы Ильи Васильевича Щапова и на его средства. Рядом с Музеем - памятник ему, открытый в 1996 г. Основу фондов Музея составляют материалы, собранные начиная с 1981 г. при агрофирме Господский дом XVIII-XIX вв. и роспись потолка лестницы.
Сельскохозяйственная школа 1903 г., где помещается музей, Щаповский органный зал и библиотека Храм Успения пресвятой Богородицы 1779 г. с приделом св. Иоанна Воина. Поездка выходного дня удалась!!!

10-03-2010 Окрестности Подольска (Твой дом - твоя дорога)



Hosted by uCoz